3Танцы как легальный допинг

Я собиралась научиться танцевать сальсу лет 10, с тех пор как увидела латиноамериканцев, танцующих в киевском Caribbean Club. В некоторых странах Центральной Америки, в частности в Доминикане и на Кубе, жизнь происходит так: до пяти вчера все работают, а потом начинают танцевать. Пиршество тела помогает абстрагироваться от революций и девальваций. Они танцуют, и им хорошо. Теперь и мне знакомо состояние, когда после тренировки возвращаешься домой в распахнутом пальто, хотя на улице минусовая температура, и улыбаешься в пространство младенческой улыбкой, еще чуть-чуть и начнешь пузыри пускать.

Медики называют «эйфорией бегуна» мощный выброс эндорфинов на определенном этапе длительной аэробной нагрузки низкой или средней интенсивности. В итоге проходит боль и усталость, улучшается настроение. «Все будет хорошо — я узнавала». В случае с танцами эндорфины — это еще и результат удовольствия от музыки, творчества и общения с приятными довольными людьми.

Танцы как способ улучшить физическую форму

Можно ли любить тренажерный зал? Да, наверное. Любят же некоторые морковные котлеты. Но лосось под соусом бешамель лучше. В эйфории музыки и флирта с партнером (если танец парный) даже сложные движения даются как-то незаметно, вроде бы без труда, хотя на следующий день мышцы гудят. Качая пресс или пробегая очередной круг по стадиону, думаешь только о том, сколько еще осталось и какое будет счастье, когда все закончится. Танцевальную же тренировку хочется продлить — например, устроив вечеринку.

При этом танцы как любой вид аэробной нагрузки хорошо развивают и тренируют дыхательную, сердечно-сосудистую, лимфатическую системы, повышают выносливость, гибкость, координацию, скорость реакции, способность держать баланс. Зависит от того, какой вид танца вы выберете, — у каждого есть свои фитнес-фишки.

 

Танцы как общение

Как любое групповое занятие, от «Мафии» до пляжного волейбола, танцевальные тренировки дают прекрасный фон к знакомству, общению по интересам, обретению новых друзей. Фанаты танго и сальсы ездят на фестивали и мастер-классы , создают интернет-сообщества, вместе украшают залы для выступлений и ходят на вечеринки в клубы и рестораны. У каждого образуется широкий круг знакомых — если не по имени, то в лицо. Случайно встречаешь человека на перекрестке у светофора и улыбаешься, хотя вы никогда не разговаривали друг с другом. «Свои» — это приятно.

Social Dance, или социальные танцы, специально придуманы для того, чтобы общаться. Собственно, никто их не придумывал — они сами получились из народных: африканских, кубинских, доминиканских, ирландских. Черные подарили Америке джаз и все современные его вариации (свинг), кубинцы — сальсу, аргентинцы — танго, доминиканцы — бачату. И новые танцы продолжают появляться, как, например, бразильский зук и ангольская кизомба, привет из 80-х. У каждого танца свой характер. Соответственно, общение в паре может быть очень разным по качеству: сальса — веселый флирт, бачата, зук и кизомба очень эротичны, танго — «взрослые» переживания.

Как в психологическом тесте на доверие, когда один человек должен упасть так, чтобы другой подхватил его в последний момент, в танцевальной паре между двумя совершенно незнакомыми людьми доверие может установиться мгновенно. «Главный принцип — все танцуют со всеми. Барьер преодолевается за секунду, — говорит Ирина Бичева. — К концу танца ты успеваешь понять о партнере больше, чем за день откровенных разговоров». Этот навык танцоры отчасти забирают с собой в реал.

 

Танцы как параллельный мир

Хотя в любой танцевальной тусовке существуют довольно тесные связи, совместные пикники и фестивали, неизбежные романы и свадьбы (и потом парочки танцуют бачату прямо с младенцем в слинге, стиснутым между тесно сплетенных родительских тел), — можно использовать этот ресурс и совсем по-другому. Если у вас и без того полторы тысячи френдов в ФБ и от разговоров и встреч к вечеру пухнет голова, дверь в школу танцев может послужить входом в тайный сад, где вас никто не знает, куда вы приходите прекрасной незнакомкой в маске и так же инкогнито исчезаете. Одна моя знакомая позаботилась о том, чтобы в танцклассе, где она занимается уже больше года, никто о ней почти ничего не знал — ну кроме имени, фамилии и профессии. Возраст, наличие семьи, отношения с друзьями и коллегами — все это остается снаружи, а в танцевальный класс приходит красивая женщина в нарядном платье, проживает час или два полной жизнью на танц-поле и улетучивается. Очень, говорит, освежает.

Танец еще и в том смысле другой мир, что в нем можно испытать эмоции и переживания, практически недоступные в другой ситуации. Игорь Цимбалистый, больше пяти лет танцующий аргентинское танго, признается, что такое качество объятий и близости между партнерами, как в танго, редко встречается между близкими людьми. «Такой уровень взаимного доверия, ответственности партнера, заботы о партнерше в жизни переживаешь не всегда. Это не столько тесный телесный контакт, сколько глубокая эмоциональная близость. Причем не с одним человеком, к которому через время привыкаешь, а с разными людьми. Плюс музыка, красивая одежда, духи. Контакт с другими парами и визуальный, и эмоциональный… Те, кто это испытал, подсаживаются, как на наркотик».

 

Танцы как смена имиджа

В социальных и бальных танцах тендерные роли четко распределены: мальчики руководят и заботятся, девочки слушаются и делают красиво. Поэтому любая женщина, занимающаяся бальными, танго, сальсой или линди-хопом, сама того не замечая, начинает постепенно дрейфовать в своем внешнем образе и в манере поведения в сторону женственности. Гардероб расцветает сборчатыми кубинскими юбками, стильными нарядами в духе 60-х или облегающими платьями. Появляется привычка к каблукам, покачивание бедрами и манера «держать корону на голове» — как результат тренинга осанки и акцента на движения бедер. Коротко стриженные барышни хоть немного отращивают волосы, чтобы красиво тряхнуть ими в танце. Трансформации происходят как с пацанками в джинсах и кедах, так и со взрослыми женщинами, давно махнувшими рукой на все, кроме удобства.

Фламенко — повод довольно регулярно надевать шикарные длинные платья с воланами, каких обычная женщина теперь не носит никуда; восточные танцы позволяют нарядиться в карнавальном духе, почувствовать себя героиней сказок Шехерезады. Хип-хоп или джаз-фанк, кстати, тоже может быть поводом для смены имиджа в сторону яркой сексуальности, но уже в другом стиле — а-ля Шакира.

 

Танцы как личное развитие

В конце концов, это просто интересно: выучить итальянский, научиться делать коллажи из бумаги или фотографировать на «цифру». Нам нравится учиться чему-то новому, некоторые без этого вообще жить не могут. Танцы стимулируют многие сопутствующие интересы: изучение языков (испанского, если это сальса и танго, или арабского, если восточные танцы), путешествия в танцевальные города и страны, даже рукоделие. Амира Абди рассказывает, что некоторые ее ученицы сами шьют костюмы для выступлений, и на этой почве у них образовывается еще и дополнительный швейный кружок.

Танцы помогают развивать интеллект, расширяют возможности обучения. По данным физиологов Гарвардского университета, школьники, прошедшие годовой курс обучения танцам, лучше сдают контрольные по геометрии. Специалисты Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна (США) после многолетнего исследования пришли к выводу, что танцы лучше всего помогают сохранить интеллектуальные способности у пожилых людей — они ровно вдвое эффективнее для предотвращения старческого слабоумия, чем регулярное чтение. Так что, пока до слабоумия далеко, надо совершать глупости — купить абонемент. Можно даже на стрип-дэнс. Леди Гага, например, так и начинала.