4Американский психолог Метью Хертенштейн изучал выражения лиц детей на школьных фото и их судьбу. Жизнерадостным детям в жизни чаще улыбалась удача, они вели за собой других и даже разводились в пять раз реже тех, кто хмурился в камеру. Школьные лидеры оставались на ведущих позициях и во взрослой жизни, а аутсайдеры топтались на задворках.

14 января мафии Деление на главных, массовку и отшельников происходит в любом коллективе — достаточно собраться группе из пяти-шести человек. Причем если взять отдельно отшельников или лидеров из разных групп и создать из них самостоятельную компанию — в ней тоже вскоре выстроится своя иерархия. Кто есть кто в детской тусовке, видно примерно со второго класса. Смелость быть самим собой, любознательность, хорошо подвешенный язык, умение объяснять и аргументировать свою позицию выделяют школьных лидеров среди сверстников. А вот назначенный вожак — староста — не всегда является реальным предводителем, способным повести за собой остальных. В отличие от неформальных главарей.

«Отличники редко становятся лидерами, — считает Марина Гуменюк, детский психолог и арт-терапевт, научный сотрудник отделения пограничных состояний и соматофорных расстройств Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Минздрава Украины. — Чаще заводилы встречаются среди троечников — тех, кто учит не все подряд, а только интересные им предметы. У таких детей на все есть собственное мнение, конфликты с учителями почти неизбежны, впрочем, как и низкие оценки в дневнике. Психологов всегда интересовал вопрос: лидерами становятся или рождаются? Думаю, 50 на 50. Определенные качества: решительность, коммуникабельность, любознательность — врожденные, но нужны благоприятные условия, чтобы они проявились. Например, очень важен педагогический коллектив и личное внимание к каждому ребенку. Некоторые лидерские качества-тонкое чувство юмора, умение чувствовать людей, интеллект — становятся заметны, если среда позволяет им проявиться».

Кем ты будешь в классе — лидером или аутсайдером — во многом зависит от ценностей коллектива. Отлично помню, как после любимой пионерско-патриотической школы на Севере СССР со школьными стенгазетами, клубами «Что? Где? Когда?» и турпоходами я вдруг попала в провинциальную украинскую СШ, где всё и всем было пофиг. Девочки с 15 лет охотились на потенциальных мужей, а самым крутым парнем в классе считался тот, кто хуже всех учился, дальше всех плевал и не боялся хамить учителям. Два года мы с подружкой, тоже новенькой, были чужими на этом празднике жизни. А мой «москальский» акцент только добавлял масла в огонь. Но потом наш 8-В расформировали, хамы и охотницы разошлись по ПТУ, дальше продолжали учиться те, кто этого хотел. Затем началась совершенно иная жизнь в другом городе: я поступила в университет и вспоминала два года учебы в полтавской школе, как дурной сон. Слукавлю, если скажу, что короткий опыт аутсайдерства прошел бесследно. Сейчас моей дочери почти столько же, сколько было мне тогда, и я все чаще ловлю себя на том, что всячески пытаюсь усилить ее позиции в классе — устраиваю дома вечеринки для друзей, придумываю какие-то внешкольные затеи. Понимаю, что в общем-то зря переживаю, у нее и так все хорошо. Но все равно перестраховываюсь, очень уж неприятна роль отшельника.

«Школьные лидеры действительно выходят из школы с прицелом на первые позиции в любом другом коллективе, — уверена Марина Гуменюк. — И этот настрой, бесспорно, очень важен. Но одного его мало. Случается, человек из школьной массовки, особенно не выделявшийся в школе, поступает в вуз, совершенствуется и раскрывает свои лидерские качества только в институте, в то время как бывший вожак топчется на одном месте. Именно не реализовавшиеся во взрослой жизни заводилы часто превращаются в алкоголиков».

Третьи роли в школьной иерархии — еще не прогноз на всю оставшуюся жизнь. Подросток-аутсайдер, переквалифицировавшийся в лидеры, американец Билл Джой — гений программного обеспечения, первым написавший программу для выхода в интернет. В школе Билли был типичным объектом насмешек сверстников, занудным ботаном, с которым никто не хотел сидеть за одной партой, но, попав в вузе в компанию единомышленников, быстро раскрылся и стал первым. Тима Рота, известного актера и режиссера, сверстники дразнили из-за фамилии, а с актрисой Джулиан-ной Мур в детстве не хотели дружить из-за замкнутости характера. Никто не знает, да и знать не хочет, кем стали те, кто когда-то обижал Джоя, Мур и Рота — зато этих уважаемых людей сегодня знают все. Но поменять

минус опыта подросткового отвержения на плюс взрослого признания на самом деле непросто.

 

Вакансия изгоя

Ее участники делились мнениями о том, как опыт изгойства повлиял на их будущую самооценку и стиль общения. Чаще всего встречались две позиции: от «мой характер закалился, я стал сильнее» до «ненавижу и боюсь теперь всех людей».

Феникс: «В школе был изгоем-ботаником, победителем городских олимпиад, но наладить контакт с классом и постоять за себя не мог. Постоянно пребывал в напряжении, ожидал новых издевок. И вот школа позади, за плечами престижный вуз — живи и радуйся! Но нет удовлетворения от жизни, школьные комплексы отравляют жизнь, не могу раскрываться навстречу другим людям. Решение нашел с помощью холотропного дыхания. Оно помогло поднять на уровень сознания все плохое, что накопилось в душе, отреагировать и отпустить. Переживания очень интенсивные, не знал, что могу так горько плакать, зато и облегчение получил колоссальное. Записался в секцию бокса — очень помогает выходу задавленной агрессии. Теперь гораздо легче схожусь с людьми».

Хельга Патаки: «В школе я была толстой. За это меня презирали, избивали, желали, чтобы меня задавила машина. Я ненавидела себя, но похудеть не могла. Поменяла две школы, но везде становилась изгоем. Я была доброй, всем давала списывать, делилась учебниками, ручками, но мне в ответ плевали в душу. После девятого класса я сбросила за три месяца 20 кило, перешла в третью школу, доучилась относительно спокойно. Потом поступила в вуз, но детские воспоминания остались со мной навсегда. Я стала жестокой, холодной, закрытой, не доверяю людям. Оттаивать начала только спустя много лет, встретив мужчину, с которым сейчас живу. Но все равно вряд ли смогу стереть последствия этого опыта».

Blue Curacao: «Спасибо моим одноклассникам за то, что сделали меня циничной, жесткой и недоверчивой и внушили мне многочисленные комплексы, которые я потом все-таки поборола. Думаю, изгои становятся либо действительно сильными и достойными личностями, либо несчастными людьми, озлобленным

По мнению Марины Гуменюк, в аутсайдерах чаще всего оказываются неконтактные дети, у которых нет тайн. «Детская дружба строится на секретах о любви, объединении против родителей — ты со мной поделился, я с тобой, — комментирует Марина Гуменюк. — Между детьми возникает связь. Если ребенок не делится своей интимной жизнью с другими, они его просто отвергают. Часто коллектив не принимает детей с завышенной самооценкой, которые не видят вокруг никого, кроме себя. Возможно, у них есть на это повод-достижения в спортивной секции или музыкальной школе, но это в глазах других их не оправдывает. Еще среди аутсайдеров встречаются бесхребетные прилипалы и дети с физическими недостатками».

Главной причиной появления аутсайдера в классе Сергей Степанов, психолог, доцент Московского психолого-педагогического университета, считает даже не личностные особенности ребенка, а наличие «вакансий» изгоев в группе (максимум два-три человека). Если эта ниша кем-то уже заполнена, то даже толстому новичку в очках нужно будет сильно

постараться, чтобы попасть в число отверженных. Фигура отщепенца просто необходима для самоутверждения остальных членов группы, поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Так что избавиться от клейма «школьное чмо», по мнению Степанова, довольно непросто, ведь на изгоях держится психосоциальный баланс экосистемы коллектива. Но что-то ведь сделать можно?