Пассажирский лайнер

Для моряков торгового флота Управлением внешней торговли издана краткая брошюра Выживание человека в море (1979); врач, путешествующий на корабле в любой роли, должен познакомиться с ее содержанием. Суда Британского торгового флота оборудованы спасательными плотами различного размера, способными принять от 15 до 25 человек и выполняющими одновременно роль лодки и плавучей палатки. Плоты снабжены средствами защиты, солнечными опреснителями морской воды, шинами, лекарствами и инструкцией пользования. При полностью загруженном плоте во время мороза внутри поддеряшвается температура около 20 °С, в тропиках плот охлаждают, поливая его морской водой. Когда в 1912 г. пароход Титаник во время своего первого рейса столкнулся с айсбергом, на его борту было более 2000 человек, из них около 700 оказались в спасательных шлюпках, а вдвое больше попали в воду температурой около 0°С и погибли, их крики были слышны около 40 мин. Пассажирский лайнер Лакония в 1963 г. был покинут пассажирами и командой из-за вспыхнувшего на борту пожара, температура воды при этом была более приемлемой, около 18 °С, тем не менее к утру более половины пассажиров были обнаружены в море мертвыми в спасательных жилетах. Ныне считают, что основной причиной смерти при подобных трагедиях является переохлаждение, а не утопление. Описано, что во время второй мировой войны поврежденные врагом корабли арктических конвоев тонули зачастую очень быстро и около всех спасенных жертв кораблекрушения нуждались в активном лечении [MacNalty, 1968]; среди тех, кто находился в воде 30 мин и более, у большинства отмечалось состояние тяжелого шока, значительное расширение зрачков, ригидность конечностей; в желудке и легких часто обнаруживали следы дизельного топлива. Благодаря очистке дыхательных путей, согреванию и искусственному дыханию удалось спасти значительное число пострадавших.